Централизованная библиотечная система города Витебска

Наши партнеры

logo

Поиск по сайту

Яндекс.Метрика

Bulling

 

 

 

Изгоем можешь ты не быть...

час психологической помощи

 

 

 

 

Ведущий I. Если вы полагаете, что враги бывают лишь у склочных беспринципных типов, вы заблуждаетесь. Самый миролюбивый и уравновешенный человек может иметь столько недоброжелателей, что ему позавидовал бы даже Доктор Зло.

Откуда возникают неприязненные отношения в коллективе: на производстве и в офисе, в творческой и студенческой среде, так называемая «дедовщина» в армии? К сожалению, все пути ведут в школу.

Я не открою никакого секрета, если буду смело утверждать, что в каждом классе, школе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Что же это за явление такое, когда учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», жертвой школьной дедовщины? Теперь это называется моббинг – (от англ. mob – толпа) - притеснять, грубить, нападать;) и буллинг – от англ. bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник. Буллинг – это уже неприкрытая агрессия, рукоприкладство, издевательство.

Ведущий II. Моббинг и буллинг может начаться практически «на пустом месте». Это может быть принадлежность к более бедной или более богатой семье, новый телефон, не быть, как все, любовь к животным, физические отличия (рост, вес, близорукость), плохие отметки, отличные отметки, повышенная эмоциональность, замкнутость и т. д. Абсолютно любая характеристика любого человека может стать причиной травли. В основе этого поведения лежит зависть. Зависть - это желание найти повод и излить свой гнев на невинного, отличного от толпы, оправдать свои неудачи за счет кого-то и спрятать свои недостатки, привлекая внимание к чужим.

Чтец I.

Черные души.

Черные мысли.

Черные дни

В атмосфере повисли...

Черные лица.

Черные дали

Снег даже черный.

Природа в печали.

Черные слезы

Текут по судьбе.

Лишь бы не

Встретиться с ними нигде.
                                            Алла Богаева

Чтец II.

Как паутина, зависть человека оплетает,

Его внутри, как ржавчина, съедает.

На пару с завистью живёт подруга злость:

Они вдвоём, как в горле человека кость.

В вулкане огненном они готовят зелье,

Надеясь на потеху и веселье,

За пазухой огромный камень держат,

Кинжал, который пилит, колет, режет.

Им всё чужое светит, как алмаз,

Ласкающий своим сияньем глаз.

Им чужды смех и радость созиданья,

Коробит их чужое процветанье.

С улыбкой, кажется, они на мир глядят,

Но яростью внутри себя кипят.

Держаться надо от таких подруг подальше,

От их наигранной по скверным нотам фальши,

Их мир наполнен чернотой и дымом,

Весь постепенно он становится горнилом,

В котором постоянно что-то жгут

И паутину чёрную плетут.

Но угли зависти не могут долго тлеть,

В пожаре злости суждено подругам тем сгореть.
                                                  Татьяна Подцветова

Ведущий I. Желание излить негативные эмоции на постороннего человека подпитывают также и различные кинофильмы и передачи про насилие, где агрессоры остаются безнаказанными. 

Цель психологического или физического насилия - заставить подчиняться лидирующей группировке (лидеру) и ее законам в классе или же принудить уйти из школы.

Примером может служить случай, описанный профессором, доктором медицинских наук Татьяной Докукиной в статье «Как защитить школьника от буллинга».

Ведущий II. В центр психического здоровья обратились родители 13-летнего Олега. В течение года мальчика беспокоили подавленность, бессонница, частые головные боли. Врачу удалось выяснить, что изменения в состоянии здоровья связаны с хронической психотравмирующей ситуацией. Семья переехала на новое место жительства. Олег пошёл учиться в новую школу. В прежнем классе среди сверстников мальчик чувствовал себя комфортно, был любимцем педагогов. На первом же уроке в новом классе, когда признанный лидер не мог ответить на вопрос и все ученики, опустив глаза, молчали, Олег поднял руку и чётко ответил и этим подписал себе приговор. Ярлык «умника и «выскочки»» приклеился сразу. Страсти накалялись с каждым днём. Родители ничего не знали, а классный ру-ководитель не мог ничего поделать.

В этой же статье названы типы «хищников», а именно: «Нигилист» - без-эмоциональный хам, «Компенсатор» - абсолютное ничтожество, «Комбина-тор» - жестокий подросток с развитым интеллектом.

Ведущий I. Остановимся на школьном буллинге, который можно разделить на две основные формы:

1.Физический школьный буллинг – толчки, удары, пинки, побои и др.

2.Психологический школьный буллинг – насилие, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание.. К этой форме можно отнести вербальный буллинг, где орудием служит голос – обидные имена, обзывания, дразнилки, распространение слухов, сплетен и т.д. Как известно, «слова бывают разными..»

Чтец I.

Много слов на земле.

Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.
                                                  Вадим Шефнер «Слова»

Чтец II.

Притча о гвоздях и обидах

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Ведущий II. Обидные жесты или действия, запугивание, изоляция, вымогательство, повреждение и иные действия с имуществом, - в последнее время к этим формам психологического давления добавились возможности всемирной паутины — кибермоббинг и кибербуллинг.

Кибермоббинг и кибербуллинг — интернет-травля — это намеренные ос-корбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помо-щью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов и т.д.

Ведущий I. В 2009 году в США произошёл трагический случай: 18-летняя старшеклассница Джессика Логан по просьбе своего бойфренда послала ему своё фото в стиле «ню», которое случайно попало в сеть. Тинейджеры Цинциннати начали бомбить девушку оскорбительными посланиями, и Джессика, не выдержав травли, покончила с собой.

А в России Следственный комитет по Новосибирской области принялся за проверку по факту появления видео с 15-летней школьницей. На кадрах один парень склоняет до невменяемости захмелевшую девушку к «интиму», а другой это радостно снимает на мобильник. Потом она просила удалить видео, но его выложили на всеобщее обозрение и порицание.

Многие уверены, что интернет-травля безнаказана и позволяет обидчику сохранить анонимность и вероятность быть непойманным. Но это не так. Современные средства позволяют отследить, выявить и наказать обидчика.

Ведущий II. Полученные в школьном возрасте психологические травмы могут обернуться вполне серьёзными взрослыми проблемами. Специалисты (психологи, исследователи, ученые) считают, что травля в школьные годы не проходит бесследно для всех ее участников, и её последствия сказываются почти на протяжении всей жизни человека.

Симптомы проявленного насилия:

постоянно подавленное настроение;

стал получать плохие отметки;

ищет предлог, чтобы не идти в школу;

приходит с испорченной или в грязной одежде, порванными учебниками и тетрадями;

«теряет» вещи и карманные деньги;

не выходит играть во двор;

часто приходит с синяками и ссадинами;

не встречается с одноклассниками, не приглашает их домой и не ходит в гости;

стал замкнут или вспыльчив.

Подростки, подвергшиеся моббингу и буллингу думают, что вся проблема в них, что они виноваты в том, что с ними так обращаются, и поэтому комплексуют.

Бывшей «жертве» тяжело выстраивать отношения с другими людьми, доверять им, свободно вести себя в обществе. Иногда они в дальнейшем сами становятся зачинщиками травли, пытаясь таким образом забыть о пережитых унижениях.

Страдают не только преследуемые, но и зачинщики и преследователи. У последних формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям.

Ведущий I. К сожалению, универсального ответа на вопрос, как быть в том случае, если вдруг вы оказались жертвой травли, нет.

От врагов не спрятаться, не скрыться. Но это и невозможно. Возможно научиться с ними жить.

  1. Лучший способ победить своих врагов – не обращать внимания на их выпады, хотя это очень и очень трудно. Нужно постараться отключить эмоции. Гнев, досада, разочарование, раздражение лишь играют на руку нашим недоброжелателям, убеждая их в том, что их действия достигли цели. Зачем же доставлять им такую радость?
  2. Мстить врагам нельзя ни в коем случае. Вы становитесь на одну ступеньку со своим обидчиком. Возможно, сделав ему гадость, вы испытаете мимолетную радость, но и покажите, что в чём-то с ним похожи.
  3. Можете высмеять? Используйте его в качестве тренажёра для совер-шенствования своего остроумия, интеллектуальных и логических способностей.
  4. Не заигрывайте и не «подлизывайтесь». Обычно не рекомендуют «метать бисер перед свиньями». Они того не стоят.
  5. Ищите соратников, продолжайте жить как ни в чём ни бывало. Найдите занятие по душе. Человека увлечённого, занятого, трудно свернуть с пути истинного.

Ну а тем, кто уже попался на «удочку» к «мобберам», и «буллерам», кто помогал «травить» и преследовать, можно с полной уверенностью сказать: «Следующими будете вы!» Безгрешных людей нет, но всегда можно осознать свои ошибки и сказать: «Да, я был неправ! И это никогда больше не повториться.»

Ведущий II. 27 января - Международный день борьбы с буллингом (школьной травлей). Недаром действия моббинга и буллинга приравниваются к убийству, изнасилованию, вооружённому нападению. Только действие моббинга и буллинга ещё страшнее, так как калечит душу человека, причиняя ему неимоверные душевные страдания, что приводит к различным заболеваниям, к появлению суицидальных наклонностей.

Человеку нужно тепло отношений и поэтому в мире отмечается так много хороших дней: День поцелуя, День рукопожатий, День объятий. С 2013 года прибавился ещё один – День счастья.

Чтец I.

БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!!!...

притча

По обочине пыльной дороги

Шел усталый скиталец-монах.

В кровь разбитые босые ноги,

Да котомка с едою в руках...

Проезжал мимо всадник-вельможа,

Тонкой плетью хлестнул старика -

Мигом вспучилась дряхлая кожа,

И окрасилась кровью рука...

- "Счастлив будь!"- прокричал ему в спину

Пилигрим, пряча слезы в глазах...

Паренёк, наблюдавший картину,

Удивленно спросил: - «О монах!

Он стегнул тебя несправедливо,

А ты счастья желаешь... Как так?!...»

«Согласись, разве будет СЧАСТЛИВЫЙ

Избивать старика просто так?..."

Ведущий I. Будьте счастливы, друзья! И не забывайте, что

«Есть люди, как змеи, есть люди, как птицы...

Одним суждено пресмыкаться и злиться,

Другим суждены соловьиные взлеты,

Сиянье рассветов, игра позолоты.

Прошу у судьбы: дай мне сил не сломаться.

Быть смелой в полете и змей не бояться.

Задумайтесь... Кто в вашем сердце гнездится?

Смотрю на прохожих: есть змеи... есть птицы...»

                                   Наталья Кулакова

                                 «Есть люди, как змеи, есть люди, как птицы»

И обязательно

 

Твори добро. Не отвечай на козни

Стоящих за твоей спиной врагов.

Не обращай вниманья на злословья

Тех, кто погряз в мещанстве и во лжи.
                                                Юрий Шмидт «Твори добро»

 

 

Список использованной литературы:

1. Анискина Е. Тролль, выйди вон! / Елена Анискина // Совет. Белоруссия. – 2012. – 14 нояб.- С. 3.

2. Борта Ю. Школа унижений? Затравленные дети страдают потом всю жизнь / Юлия Борта // Аргументы и факты . - 2014. – 4 июня. - С.9.

3. Войтова С. «Если ты шипы посеешь, виноград не соберёшь» : сценарий внеклас. мероприятия со старшеклассниками / Светлана Войтова // Здаровы лад жыцця. - 2015.- № 12. - С.38-39.

4. Докукина Т. Как защитить школьника от буллинга / Татьяна Докукина // Здаровы лад жыцця .- 2013. - №8 .- С. 73-75.

5. Кантоне Т. Сетевой цинизм / Тициана Кантоне // Совет. Белоруссия.- 2016.- 16 сент. С.13.

6. Крученкова О. Синдром жертвы. Травля в школе может довести до самоубийства / Ольга Крученкова // Нар. газ.. - 2015. – 20 сак.- Тетр.3. - С.12.

7. Притчи @ ру.Секрет счастья / худож. М.С. Афанасьев. – М. : АСТ: Олимп,2008. - 256 с.

8. Притчи @ ру. 77 сентиментальных историй / авт.-сост. Е.В. Цымбурская.-М.: АСТ: Олимп, 2008. - 288с.

9. Хриптович В. Кибербуллинг : чем опасен и как противостоять / Виктория Хриптович // Здаровы лад жыцця.- 2015.- №7.- С. 3-9.

10. Хриптович В. Моральное насилие в школе. Как помочь ребёнку? / Виктория Хриптович // Здаровы лад жыцця.- 2015.- №8.- С. 56-61.

11. Школьная травля. Как не оказаться загнанным зверем? // Рюкзак.- 2014.- №8.- С. 41-45.

 

  

Составитель:

Маркина Светлана Владимировна

библиотекарь I категории библиотеки-филиала № 14 им. В. Короткевича

 

Вход на сайт

Афиша мероприятий

22.1.2018 - 14.00
«900 дней мужества»: патриотический час ко Дню снятия блокады Ленинграда
Библиотека им.Н.Островского

23.1.2018 - 14.00
"Армия нашей страны": праздник, посвящённый 100-летию вооружённых сил Республики Беларусь
ЦГБ им. М. Горького

24.1.2018 - 13.30
«Листая прошлого страницы»: час краеведения к 80-летию Витебской области
Библиотека им. П.Бровки

25.1.2018 - 13.30
«Знаешь ли ты Витебский край?»: Брейн-ринг
Библиотека им.Н.Островского

25.1.2018 - 16.00
«Мне есть, что спеть»: литературно-музыкальный вечер к 80-летию В.Высоцкого
Библиотека им. С. Маршака

25.1.2018 - 18.00
«Владимир Высоцкий: портрет на фоне времени» литературно-музыкальная композиция
Библиотека им.Е. Полоцкой

29.1.2018 - 13.00
«Дзе жыве Дзед Мароз»: гадзіна цікавых паведамленняў да Дня Дзеда Мароза і Снягуркі
Библиотека им.В. Короткевича

30.1.2018 - 16.00
«Поэтический нерв ХХ столетия»: час поэзии к 80-летию В.Высоцкого
Библиотека № 7 п.Руба

1.2.2018 - 12.00
«Певец русской природы»: литературный урок к 145-летию М. Пришвина
Библиотека им.Л.Толстого